Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся
В школе имеется специально оборудованная столовая на 30 посадочных мест, в которой осуществляется горячее питание школьников, работают квалифицированные сотрудники. Санитарно-техническое состояние пищеблока удовлетворительное. Оборудование столовой в рабочем состоянии: работает 1 четырехкомфорочная электроплита с жарочным шкафом, 1 мармит для перых блюд, 1 электрическая сковорода, 1 картофелечистка, 1 посудомоечная машина, 2 холодильные камеры, 2 электро-водонагревателя, микроволновая печь. Столовая оборудована ваннами для мытья посуды, для учащихся установлены раковины для мытья рук. Обеспеченность кухонной посудой и инвентарем 100%.
Режим питания:
Перемена |
Время |
Вид питания |
Классы |
1 перемена |
9.45 – 10.05 |
завтрак |
1-11 |
3 перемена |
11.45 – 12.05 |
обед |
1-11 |
5 перемена |
13.45 – 13.55 |
полдник |
1,3,9,10 |
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физическихдефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется в соответствии с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:
• Соблюдение гигиенических требований;
• Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся;
• Физическая активность школьников в период их пребывания в школе;
• Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения;
• Создание благоприятного психологического климата в школе;
• Создание благоприятного экологического климата на территории школы;
• Снижение заболеваемости школьников и педагогов;
• Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья;
• Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
Здоровьесберегающая среда
В рекреации третьего этажа расположен прекрасный зелёный уголок, созданный руками учителей, учеников и их родителей. Начинали с малого — с нескольких растений. Постепенно уголок разрастается, ребята ухаживают за растениями. Зелёный уголок является излюбленным местом отдыха учащихся нашей школы.
Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, растениями.
Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.
В школе установлен питьвой ржим.
Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания
В школе имеются медицинский комната.
Медицинский, процедурный кабинеты оснащены медицинскими аптечками.
В школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим — регулярно проводятся влажные уборки, генеральные уборки, соблюдается режим проветривания. С областным бюджетным учреждением здравохранения "Пристенская центральная районная больница" заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности. Сотрудники больницы проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены, закаливания: для родителей — «О пользе прививок», «Об аллергии у детей»; для учащихся — «О личной гигиене», «О правильном и рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме». Ежегодно проводятся диспансеризация. Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам: 2 класс — 8 лет; 4 класс — 10 лет; 6 класс — 12 лет; 9, 10, 11 класс. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов.
Для каждого ребёнка создан Паспорт здоровья.
Организация рационального питания
Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания. Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития рассчитывается повором школы. Питание в школе двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания — соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.
Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и современном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Строго соблюдается питьевой режим.
Физическое воспитание и двигательная активность
помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самоусовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно — оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера. Всё это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию здоровой осанки, увеличению резервов сердечно — сосудистой системы, органов дыхания и закалённости организма.
Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие, коррекционные упражнения, разновидности бега и прыжков. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы физкультурно — оздоровительные мероприятия:
1. Дни здоровья, в их подготовке и организации активное участие принимают ученики, родители и педагоги.
2. Физкультурные праздники.
3. Спортивные соревнования: внутри школы проводятся по графику.Большое внимание в школе уделяется мониторингу здоровьесберегающей деятельности — комплексному системному изучению состояния здоровья школьников, и в частности, ведётся работа по мониторингу физической подготовленности обучающихся. Программа мониторинга позволяет отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, учебной группы. Предложенные технологии позволяют также объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины физическая культура и её динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.
Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства
Отсутствие учебных перегрузок:
Основные объекты внимания администрации и учителей школы в аспекте здоровьесбережения — учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.
Показатели рациональной организации учебного процесса в МКОУ "Пристенская СОШ":
• объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;
• нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности
Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса .
Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами.
Физкультминутки на уроках
Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе
Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.
В результате многолетней работы педагогического коллектива школы по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:
• оптимальные гигиенические условия в классе;
• средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
• разнообразие видов, форм и методов преподавания;
• наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
• место и длительность применения технических средств обучения;
• физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
• наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
• психологический климат на уроке;
• темп и особенности окончания уроков.
Дополнительное образование
Физкультурно — оздоровительное направление
Все программы данного направления позволяют решать задачи физического воспитания, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Художественно – эстетическое направление
Учебные программы направлены на развитие нравственных и эстетических качеств личности, творческих способностей.
Научно – техническое направление
Цели и задачи проектной деятельности — осуществлять межпредметные связи в процессе обучения; расширять знания детей по темам окружающего мира, истории, москвоведения; развивать пространственное воображение детей, мелкую моторику кистей рук; воспитывать трудолюбие, старательность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Всемирный День здоровья
Ежегодно в апреле в нашей школе проводится «Месячник здоровья». Традиционно он начинается с «Всемирного Дня здоровья» — общешкольной зарядки и хорошего настроения. В программу включены классные часы, беседы, выпуск стенгазет, спортивные игры, работа с Паспортом здоровья, конкурсом рисунков. А заканчивается «Веселыми стартами», победами, грамотами и призами!
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством
в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством
Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
(в ред. Федерального закона
от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.