Надо ли бояться проверочных работ Рособрнадзора
08.04.2016 00:04
В соответствии с графиком Рособрнадзора в мае 2016 года для учеников 4-х классов пройдут Всероссийские проверочные работы (ВПР):
11 мая – русский язык: диктант,
13 мая – вторая часть работы по русскому языку,
17 мая – математика,
19 мая – проверочная работа по окружающему миру.
Участие школ в проведении ВПР в мае этого года будет добровольным.
Что такое ВПР?
ВПР — Всероссийские проверочные работы. Проводятся Рособрнадзором по графику, начиная с 2015 года (первые ВПР были по математике в 5-7 классах).
ВПР проводятся в рамках создаваемой в России в соответствии с Программой развития образования на 2013-2020 годы национальной системой оценки качества образования.
ВПР — это единые стандартизированные контрольные работы, которые проводятся для того, чтобы конкретный учитель, школы и регионы могли оценить, на каком уровне они находятся.
О чем беспокойство?
Результаты ВПР, естественно, получаются разные и у учеников, и у учителей, и у школ, и у регионов. И вот тут-то и возникает головная боль:
— ученики и их родители беспокоятся, что вдруг низкие результаты контрольной работы могут не в лучшую сторону повлиять на итоговую отметку школьника, и в таком случае подумывают о репетиторе;
— учителя переживают, что в случае низких результатов они потеряют в зарплате, а, может быть, придется поменять и работу;
— управленцы (руководители школ, чиновники) озабочены тем, что низкие результаты ВПР отрицательно скажутся на месте школы, региона в рейтингах, на оценке их руководящей деятельности, престиже и конкурентоспособности школы, региона.
Оказывается беспокоиться-то и не стоит
Рособрнадзор неоднократно отмечал, что не рекомендует школам использовать результаты ВПР, в том числе и в 2016 году, для выставления годовых отметок ученикам, а также для принятия административных решений в отношении учителей.
«Всероссийские проверочные работы – это не выпускной экзамен в начальной школе. Это стандартизированная контрольная работа, чтобы школы и конкретный учитель могли оценить, на каком уровне находится его класс. Мы не рекомендуем использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок», — заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе совещания с регионами по подготовке к проведению ВПР в мае 2016 года.
Руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования Сергей Станченко считает, что в этом году вообще не обязательно ставить школьникам низкие отметки, которые они получат на ВПР, а детям надо сказать, «что они пишут работу только для того, чтобы посмотреть, какие есть проблемы, с чем они не справляются и над чем нужно поработать перед тем, как они пойдут в пятый класс».
Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти Рособрнадзора Евгений Семченко на вышеупомянутом совещании заявил, что по результатам ВПР не должно быть никаких административных решений или действий в отношении школы, учителя, муниципалитета, и что «если какие-то школы покажут низкие результаты, в регионе должна быть создана специальная программа помощи таким образовательным организациям».
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов пояснил в прямом эфире радио “КП”, что не всегда такие проблемы связаны с тем, что кто-то плохо работает. “Например, маленькая сельская школа, где трудно найти учителя по иностранному языку или по химии. В этом случае школе нужно оказать централизованную помощь, сделать так, чтобы ученики могли эти уроки, например, слушать в удаленном режиме, по интернету, общаться с преподавателями из базовой, более сильной школы», — пояснил он.
P.S. Демоверсии и описания майских ВПР будут опубликованы и учителя смогут с ними ознакомиться.
Примечание. В 2016 году в рамках Национального исследования оценки качества образования будет проведено национальное исследование:
-
в апреле — по обществознанию и истории учащихся в 6-х, 8-х классах;
-
в ноябре — по иностранному языку в 5-х, 8-х классах.