Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Экологическое воспитание на уроках математики

Методическая копилка - Математика

      Духовно-нравственн оспитание обучающихся в процессе преподавания математики.
  Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе преподавания математики является весьма обширной.Один из наиболее важных путей ее реализации – это экологическое воспитание.
 
Цели:
• Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экономическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
• Познакомить с видами опасности для всего живого в загрязнении атмосферы.
Задачи:
• образовательные: сформировать представление о роли человека в преобразовании Земли. Показать необходимость охранять Землю.
• воспитательные: воспитание чувства любви к своей планете, воспитание чувства коллективизма, умение работать в группе, формирование познавательного интереса, формировать умение работать со специальной литературой, интернет - ресурсами.
• развивающие: развить коммуникативные умения в ходе групповой работы, умений логически мыслить, решать задачи проблемного содержания.
 
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
В. Шефн.
 
   Обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями. Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом - окружающий нас мир, знание устройства дома - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для сельской местности это оборачивается большим употреблением ядовитых препаратов и удобрений, увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте. В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природо - социальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребёнка, т. е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье, садике и школе. Педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе. На нынешний день наша экологическая культура не на высоком уровне. Это говорит о том, что такие предметы как физика, информатика, астрономия, математика, химия уделяет мало внимание экологии. В Законе РФ “Охрана природы” имеется в виду, что экологические знания должны поступать непрерывно. Её цель улучшить экологическую культуру каждого человека. Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты. Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на занятиях, внеклассных мероприятиях по предмету, классных часах. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного и в течение школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Именно поэтому нас заинтересовал процесс экологического воспитания школьников. Экологическое образование должно решать следующие задачи:
-учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность, а среда обитания и дом человека;
-развивать потребность общаться природой, наслаждаться её красотой и величием; -овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой. Возможность по воспитанию экологической культуры представляют буквально все учебные предметы. Экологизация математики будет способствовать получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Экологический компонент в математике может быть реализован при:
• решении задач с экологической тематикой,
• составлении задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды,
• построении и чтении графиков о динамике развития экосистем разных уровней,
• проведении измерительных практических работ,
• проведении уроков с экологической направленностью,
• проведении интегрированных уроков,
• проведении внеклассных занятий по математике.
    Математические задачи могут быть направлены на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После решения таких задач необходимо проводить небольшое обсуждение или дискуссию, в ходе которых у обучающихся формируется экологическое сознание. При составлении задач, содержащих сведения экологического характера, материал можно взять не только из географических источников, справочников, но также может быть получен самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. А также можно обратить внимание детей на предметы, которые ежедневно его окружают. Например, дети знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Составляем и решаем задачи: сколько весит израсходованная тобой бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? А ещё предстоит узнать, сколько лет растет дерево. В итоге остаётся узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?
Задача1:
На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Задача2:
Сотни тысяч птиц гнездятся на территории нашего района. Посчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Задача3:
С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц, из них гибель 86% связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?
Задача4:
Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она может уничтожить за 2 дня? За 5 дней? При решении этой задачи учащиеся приходят к выводу, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и её необходимо охранять. Нужно обратить внимание на то, что некоторые виды жужелиц занесены в Красную книгу и подлежат охране.
Задача5:
В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за сутки он съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?
  Также можно использовать другие виды задач по темам: «Проценты», «Десятичные дроби и действия с ними», «Обыкновенные дроби», «Решение уравнений», «Решение текстовых задач», «Построение диаграмм», «Натуральные числа» и другие. Задачи по теме «Влияние радиоактивного излучения на живые организмы».
Информационный материал: Семипалатинский испытательный полигон (СИП) занимает около 18500 км2. На этой территории расположены 5 испытательных зон, где проводились разнохарактерные ядерные взрывы: воздушные, наземные и подземные испытания. Каждый вид этих испытаний может характеризоваться количеством, составом радионуклидов, образованных в процессе ядерного взрыва, площадью их распространения, локализацией радионуклидов на различных участках, формами нахождения радионуклидов в почве. На СИП в период ядерных испытаний в атмосфере (1949-1962 гг.) было произведено 118 ядерных взрывов, включая 2 подземных. Из 116 взрывов в атмосфере: 86 взрывов воздушные и 30 – наземные. Из 30 наземных ядерных взрывов: 7 взрывов были осуществлены на башнях высотой от 8 до 30 м, один взрыв произведен на высоте 50-55м после сброса бомбы с самолета-носителя, остальные (22) – на различных подставках (платформах) небольшой высоты. После 1962 года на Семипалатинском полигоне проводились только подземные ядерные испытания. Их было 340, последнее, из которых осуществлено, в 1989 году. Таким образом, на СИПе в период с 1949-1989 гг. было проведено 456 ядерных испытаний. Уже в период испытаний было известно, что наиболее сильное радиоактивное загрязнение окружающей среды с облучением населения в дозах, превышающих в отдельных случаях существовавшие санитарно-гигиенические нормативы, происходит при наземных ядерных взрывах. Осуществление на Семипалатинском полигоне 30 наземных ядерных взрывов стало причиной радиоактивного загрязнения территорий, находящихся за пределами полигона.
В связи с этим учащимся предлагаются задачи:
Задача1
 Естественный радиоактивный фон воздействует на каждого человека. В результате внутреннего и внешнего облучения человек в течение года в среднем получает дозу в 0, 1 бэр. Какое количество облучения за всю жизнь получает человек. Без большого риска за всю жизнь человек может набрать 35 бэр.
Задача2.
Наибольшая опасность - загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Так как радиоактивные излучения могут вызвать серьезные изменения в организме человека, каждый должен знать допустимые его дозы. В каких местностях ежегодная доза облучения может быть выше нормы?
Задача3.
Часовая доза радиации, смертельная для 50 процентов организмов, составляет 400 бэр для человека, 1000-150 тыс. бэр – для растений, 1000-2000 бэр – для рыб и птиц, 100 тыс. бэр – для насекомых. Постройте столбчатую диаграмму. Задачи на тему «Мусора меньше – проблем меньше».
Дополнительная информация:  Откуда берется мусор Заглянем в мусорное ведро. Для наглядности можно разобрать мусор в корзине с моделированными отходами и использовать раздаточный материал “состав мусорного ведра”. Как долго разлагаются разные виды отходов? Рассмотрите сроки разложения различных образцов мусора (билет, пищевые отходы, бумага, пластик, стекло). Почему пластик и стекло разлагаются очень долго в природе, или не разлагаются вообще, а пищевые отходы и бумага исчезнут без следа за несколько лет? Какие способы борьбы с мусором существуют в нашем регионе? Как правило, проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием.
Вывод занятия: Мусор никуда не исчезает. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества.
  Группа отходов. Проблемы и упущенные возможности. Пути решения.
Пищевые отходы
1, Гниющие пищевые отходы — рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества.
2. При сжигании могут образоваться диоксины.
3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов.
4. Компост – ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают ее состав и плодородие.
1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.
Бумага
1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев.
2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра.
3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ.
1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.
Пластмассы
1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет).
2. При сжигании выделяют яды.
3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему.
4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах.
5. Запасы природного газа и нефти на планете истощаются. Предпочитать товары и тару многоразового использования. Не покупать товары в излишней упаковке.
Опасные отходы
1. При разложении или сжигании выделяют яды.
2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко. Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками. Металлы Производство алюминия очень энергоемко. Сдавать алюминиевые банки.
Обсуждение с учащимися: почему нельзя смешивать отходы? (Они становятся непригодными к использованию; несмешанный мусор легче сортировать и пускать на вторичное использование или переработку; в основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора).
Задачи по теме: «Загрязнение окружающей среды»
Дополнительная информация: Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека: Загрязнение атмосферы Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых не характерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение естественной среднемноголетней концентрации этих агентов в нём.
Задача № 1.
Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс. км “выдыхает” 250 кг углекислого газа, 93 кг углеводорода, 27 кг окислов азота. Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашем районе, учитывая, что в районе 3000 личных автомобилей.
Задача №2.
36 млн. тонн вредных веществ выбрасывается за год автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже адсорбируется бензопирен (канцероген). За 1 час работы двигателя “Камаз” на холостом ходу выбрасывается в воздух 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводородов. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холостом ходу работают 100 двигателей стоящих там автомашин?
Задача №3.
Известно, что убытки от выбросов в атмосферу, например, 1 тонны окиси углерода оцениваются от 20 до 100 рублей, 1 тонны сернистого ангидрида – от 85 до 200 рублей, а тонны нетоксичной пыли – от 90 до 185 рублей. Подсчитайте убытки нашей страны от загрязнения пылью атмосферы нашей страны, если в 2000 г. ее было выброшено 100 млн. тонн.
Задача №4.
Использование недр связано с ежегодным извлечением около 150 млрд т горных пород. Но лишь их незначительная часть реализуется в виде продукции производства, а остальное превращается в отходы. Какова высота горы отходов, если считать, что эта гора имеет форму конуса, высота которого равна радиусу основания. При добыче 1 т руды получается 1,05 м3 отходов?
Большую роль в развитии логического мышления играет способность учеников самостоятельно составлять задачи. Поэтому можно предлагать учащимся самим составить задачи по данным и решить их:
Задача №5.
Составь задачи на основании приведенных данных и предложи их решение: Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автолюбитель проезжает в год 10 тысяч км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и, выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота, 200 кг углеводородов, если бензин этилированный, то ещё 3,5 кг ядовитого свинца, кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно.
Задачи по теме: “Лес”
Дополнительная информация: В прошлом лесные массивы не испытывали на себе заметного влияния человека. Леса занимали свою исконную территорию многие века, оставаясь практически на одном и том же месте. Площади их не сокращались. Лес жил и развивался по своим природным законам. Он обладал устойчивостью и способностью поддерживать своё существование без всякой помощи человека. Никакой заботы о нём не требовалось. Сменялись поколения деревьев, но лес в целом сохранялся неизменным. Так было в нетронутой дикой природе, когда первобытный человек не оказывал на неё сколько-нибудь большого влияния, не нарушал естественной жизни леса.
Задача №1.
В окрестностях Тюмени, Омска и Томска уже к 30-м гг. XX в. строевой лес был вы­рублен в радиусе 30 - 40 км. Какова площадь вырубленных лесов в окрестности каждого из этих городов?
Задача №2.
Ежегодно 40% прироста древесных пород идет на дрова. Вычислите территории лесничества 50 лет назад, если в настоящее время оно занимает площадь 40 544 га.
Задача №3.
14% территории России, т.е. 17 млрд. га занято лесным массивом. Определите размеры территории России (в га), не занятых под лесными насаждениями.
 Задача № 4.
 Во сколько раз сократилась площадь нерестилищ нерестовых рыб в связи со строительством гидроэлектростанции на Волге, если известно, что они составляли 3600 га, а сейчас осталось 430 га?
Задача № 5.
 Известно, что до 70-х годов численность сайгаков составляла до 700 тысяч особей. Распашка земель в Калмыкии и строительство оросительных систем сократило поголовье скота до 200 тысяч. Во сколько раз сократилось поголовье?
Задача № 6.
Главный потребитель воды – сельское хозяйство. Оно потребляет 70% всей используемой человеком воды. Чтобы вырастить 1 т пшеницы, требуется 1500 т воды, а 1 т риса – 7000 т воды. Вычислить необходимое количество воды для выращивания пшеницы на поле, площадь которого 25 га, если урожайность пшеницы – 22 ц.
Задача № 7.
В мире в наши дни одна из самых острых проблем – нехватка чистой воды. Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Айсберг представляет собой своеобразное хранилище пресной воды. Вычислить потребность воды на 1 человека в сутки, если ледяная гора толщиной 150м, длиной 2км и шириной полкилометра содержит в себе столько пресной воды очень хорошего качества, которой бы хватило гигантскому городу Москве с населением 10млн. человек на целый месяц, если плотность воды р=1000 кг/м?.
Задача № 8.
Байкал - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитают 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определить количество эндемиков.
Задачи по теме: “Влияние развития экономики на человечество”
Задача №1. Известно, что в структуре населения СНГ 66% – горожане, что составляло в 1989 году 189 млн. человек. Какова была численность сельского населения в 1989 году?
Задача №2.
Площадь картофельных полей СНГ– 6 млн. га, производится 80 млн. т картофеля в год. Потребность на одного жителя составляет 268 кг в год. Вычислите население Польши, если они производят картофеля на душу населения в 2 раза меньше, чем у нас. Какое данное в задаче лишнее?
Задача №3.
Улов рыбы в Азовском море с 50-х годов сократился с 1,5 млн. центнеров до 0,08. Стоимость 1 кг рыбы 40 рублей. Вычислите, сколько рублей составляют экономические потери.
Задача №4.
В структуре населения СНГ 66% – горожане, что составляет 189 млн. человек. Вычислите, количество жителей СНГ. Сколько процентов приходится на сельских жителей? Определите количество сельских жителей .
Задача №5.
В нашей стране 21,6 га территории занято под заповедники и заповедно–охотничьи хозяйства, что составляет 0,9 всей территории. Вычислите площадь нашей страны. Оцените достаточность площади заповедных зон.
Задача №6.
Средняя плотность населения Японии 536 человек на 1 км?, Тайвани -1002 человека на 1 км?, России -163 человека на 1 км?.Вычислите приближенное значение площади с точностью до 0,01, которое приходится на1 человека в каждой стране.
Задача №7.
В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2 при норме 3 мг/м?. Во сколько раз превышена норма?
Задача №8.
Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. В последние годы в связи с бурным развитием техники, ростом численности населения планеты (ежегодно увеличивается на 80 млн. чел.), его хозяйственной деятельностью вся биосфера Земли оказывается подверженной этому влиянию. От таких абиотических факторов во многом зависит распределение на Земле животных, растений и других организмов, некоторые виды которых по вине человека совсем исчезли. Площадь лесонасаждений ежегодно уменьшается. Плодородный слой почвы смывается весенним паводком, увеличиваются овраги. Важнейшей задачей земледельца является охрана почвы от эрозии, повышение её плодородности.
Задача №9.
Считая, что 10-15 % в урожае картофеля, идущего на переработку, составляет почва, и, зная урожай картофеля в местном хозяйстве, подсчитаем, сколько плодородного слоя почвы потеряло наше хозяйство в этом году? Ваши предложения по решению проблемы охраны почвы.
Задача №10.
Известно, что около 20-25 % урожая в мире теряется из-за болезней и вредителей. Зная, сколько растительной продукции получено в этом году в нашем хозяйстве, подсчитайте потери. Ваши предложения по сокращению.
Задача №11.
Подсчитайте, какую площадь земельных угодий требуется отвести под строительство дороги с твердым покрытием (1 км, 10 км, 100 км), если известно, что ширина полосы отчуждения составляет 50 м? Как этот вопрос решён в нашем хозяйстве.
Задача №12.
На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Развитие народного хозяйства немыслимо без использования природных ресурсов. Сейчас мы твёрдо знаем, что все природные ресурсы исчерпаемы, в том числе и вода. Поэтому мы должны её бережно и рационально использовать.
Задача№13.
Для выращивания 1 т пшеницы требуется 1500 т воды. Сколько воды ушло в этом году на получение урожая пшеницы в нашей республике, в районе, нашем хозяйстве?
Задача №14.
В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители деревни в сутки, в год? Все мы знаем, что воду загрязняют различные минеральные удобрения, которые смываются с полей во время паводков и дождей, бытовые и промышленные отходы, крупные города, горюче-смазочные материалы, нефть, пролитая при авариях.
Задача №15.
Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить 20-кратным объёмом чистой воды.
Задача №16.
Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км?. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.
Задача №17.
Известно, то оснащение двигателей регулятором подачи топлива даёт возможность уменьшить затраты горючего на 3-7%, на 30-40% смазочных веществ. Узнайте, сколько горюче-смазочных материалов расходуется в нашем хозяйстве за год и сколько их можно сэкономить?
Задачи на тему по математике «Движение».
1. Гриб веселка (phallus), обычный в наших краях, растет со скоростью 5 мм в минуту и вырастает до высоты 30 см. За какое время гриб достигает указанной высоты? (1 час)
2. Хотя растение банан (Musa) достигает высоты 10м и имеет ствол толщиной до 1 м, оно является травой. Банан от начала развития до десятиметровой высоты вырастает всего за 8- 10 месяцев. Листья банана растут со скоростью 0.1 мм в минуту. Каждое растение дает три урожая в год, что составляет в целом 100 кг плодов. Определите, на сколько сантиметров увеличивается лист банана за сутки? (14.4 см)
3. Бамбуки – общее название для более чем 100 родов и 600 видов травянистых растений. Их особенностью является быстрый рост. Так, бамбуки Вьетнама растут со скоростью 2 м в сутки. Бамбук, относящийся к семейству злаковых, у себя на родине может достигать высоты 50 м и иметь стебель диаметром до 40 см. На сколько метров изменяется длина бамбука за неделю? (на 14 м)
4. Гепарды охотятся в одиночку. Они бегут за добычей со скоростью до 30 м/с, но довольно быстро устают. Если в течение минуты они не догоняют добычу, то прекращают погоню. Антилопа находится на расстоянии 100 м от гепарда и бежит со скоростью 72 км/ч. Догонит ли ее гепард? Ответ: если будет двигаться с максимальной скоростью, то догонит через 10 с. 5. Африканские страусы, нанду и эму – это крупные бескрылые птицы. Они достаточно быстро бегают, чтобы убежать от немногих хищников, которые рискуют нападать на них. Страусы бегут со скоростью 80 км/ч. Все они неярко окрашены, кроме черно-белого африканского страуса, который является самой крупной птицей в мире. За какое время африканский страус преодолел бы стометровку?
Задачи по теме: «Натуральные числа».
"На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяноста четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га".
 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1. С гектара пшеницы в среднем получается 16 тонн сухо¬го вещества ( 4 т зерна, 12 т соломы и корней). Для получения 1 кг сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколь¬ко расходуется воды при выращивании пшеницы на 2500 га? Ответ: 12 млн т воды.
2. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое испа¬ряет за сутки 1 л воды. Сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней) ? Ответ: 9 тыс. тонн воды.
3. Корни кукурузы с 1 га накапливают столько железа,что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, накап¬ливаемой этими же корнями, можно изготовить 20 м прово¬локи. Рассчитайте, сколько металла можно получить из посе¬вов кукурузы с площади в 1 тыс га? Ответ: 2 т железа, 20 км медной проволоки.
4. В Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет до 4,5 млн дождевых червей. Сколько почвы за сутки переработают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы? Ответ: 45 тонн.
5. В морском заливе на площади 30 га собираются разво¬дить двустворчатых моллюсков — мидий. Какой урожай мож¬но получить, если в некоторых местах мидии скапливаются до 20 кг на 1 м.кв.? Обоснуйте экономическое и экологичес¬кое значение разведения мидий в заливе. Ответ: 6 тыс. тонн мидий. Экономическая выгода- не затрачиваются средства на их питание. Экологическое значение -очищают водоемы (фильтраторы).
6. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, ее самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) уничтожает до 1000 тлей или 3000 их личинок. Сколько тлей уничтожают пара жуков и их поколение за летний период (90 дней)? Ответ: более 500 млн. тлей
7. Самка колорадского жука откладывает до 2400 яиц, из которых выходят прожорливые личинки, уничтожающие за свою жизнь до двух граммов зеленой массы картофеля, а взрослый жук — до 4 граммов. Какой вред окажет пара жу¬ков и их потомство в течение двух лет, если за лето развива¬ется до трех поколений жуков? Ответ: 20 753 т 294 кг 400 г зеленой массы.
8. Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малы¬шей, родители трудятся по 17 часов в сутки, скармливая бо¬лее 300 г вредных насекомых Сколько насекомых уничтожит колония скворцов из 25 пар в период выкармливания птен¬цов (17 дней)? Ответ: 127 кг 500 г насекомых. 9. Пара ласточек в период выкармливания (20 дней) при¬летает к гнезду 400 раз в день, принося за один раз 0,5 г насекомых. Сколько кг насекомых уничтожают в период вы¬кармливания 3 пары ласточек? Ответ: 12 кг насекомых.
10. Одна землеройка в течение суток съедает такое коли¬чество насекомых, которое по весу примерно соответствует массе ее тела (10 г). В лесу на 1 га в среднем приходится 100 землероек. Из всех уничтоженных землеройками насеко¬мых примерно 40% — вредители леса. Сколько вредителей унич¬тожат землеройки за год на 25 га леса? Ответ: 3 т 600 кг.
11. При каждом дыхательном движении человек пропус¬кает через легкие в среднем 500 см. куб. воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода (на 4 % меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (40 человек) за урок, если один ученик делает в 1 мин 18 дыхательных движений. Ответ: 64,8 л, 2 592 л.
12. В одном литре воздуха содержится 210 см.куб. кислорода. Человек при работе потребляет 6 л О2 в мин. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день (8 часов)? Ответ: 2880 л.
13. Сколько потребуется собрать цветков роз, чтобы получить 1 кг розового масла, если в одном цветке 5 лепестков, а для полу¬чения 10 г розового масла нужно 350 тыс. отборных лепестков роз? Ответ: 7000 цветков
14. Корни кукурузы с 1 га собирают столько железа, что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, собранной этими же корнями, можно изготовить 20 м тонкой высококачественной проволоки. Если же собрать всю воду, потребляемую кукурузным полем в 1 га с весны до осени, то она превратилось бы в настоящий пруд глубиной 1,5 м. Сколько гвоздей и метров проволоки могут извлечь корни кукурузы с 5 га земли? Ответ: 10 кг гвоздей, 100 м проволоки.
15. Крохотная птичка королек уничтожает за год до 8 000 000 мелких насекомых. Сколько за сезон мелких насекомых уничтожат три пары этих птичек? Ответ: 24000000 насекомых.
16. Синица истребляет за день до 6000 насекомых. Пара живущих в саду синиц очищает от насекомых-вредителей до 40 яблонь. Сколько насекомых могут уничтожить четыре синицы в саду из 80 яблонь за месяц? Ответ: 360 000 насекомых.
17. Одна семья скворцов в день съедает до 800 личинок разных вредных насекомых. Сколько личинок будет уничтожено за лето (3 месяца)? Ответ: 72 000 личинок.
18. На территории Беларуси встречается 1640 видов растений, 10-я их часть— лекарственные. Сколько видов лекарственных растений произрастает у нас? Ответ: 164 вида.
19. Муравьи одного среднего по величине муравейника съедают за лето 5 млн насекомых. Сколько насекомых уничтожат 14 таких муравейников? Ответ: 70 млн. насекомых.
20. За одну минуту пчела посещает 12 цветков, шмель на 12 цветков больше. Сколько цветков посетят за час шмель и пчела вместе? Какую пользу приносят они цветковым растениям? С какой целью они это делают? Ответ: 2160 цветков. Опыляют растения, увеличивая урожай.
21. Если на 1 га картофельного поля живут 50 жаб (ряпух), то за сутки они уничтожают 100 взрослых колорадских жуков и 1250 их личинок. Сколько жуков уничтожат ряпухи на поле в 5 га за неделю? Ответ: 25 000 жуков и 312 500 личинок.
22. Ласка отлавливает в год 2000 мышей, 1 мышь уничтожа¬ет за год до 12 кг зерна. Сколько зерна сохранит один зверек? Ответ: 24 000 кг зерна.
23. Дятел в течение дня приносит своим птенцам 900 гусе¬ниц насекомых , скворец — в полтора раза больше. Сколько гу¬сениц уничтожат дятлы и скворцы вместе за неделю? А что произойдет с лесом, если в нем высечь все старые деревья с дуплами? Ответ: 15 715 гусениц. Угроза существованию лесам.
24. Семья синиц за 1 час скармливает своим птенцам 110 на¬секомых. Сколько насекомых уничтожат они за 14 часов? Ответ: 1540 насекомых.
25. Кукушка в час съедает до 100 гусениц, а за лето - до 270000. Сколько гусениц уничтожат 2 кукушки за день (12 часов)? Ответ: 6 480 000 гусениц.
26. Ласточка за лето ловит от 500 000 до 1 000 000 мошек. Под балконом дома жили 4 ласточкиных семьи. Сколько мо¬шек они уничтожат за лето? Ответ: от 4 000 000 до 8 000 000 мошек.
27. Одна сова съедает за лето до 1000 полевых мышей, а серая полевка уничтожает за лето 1 кг зерна. Сколько зерна сохраняет одна сова за лето? Ответ: 1 тонну хлеба.
28. Королек весит 6,3 г, в сутки он съедает 4,35 г насекомых. Высчитать в процентах отношение съеденного корма к весу птицы. Ответ: 69,0%.
29. Зорянка весит 17,0 г. В сутки съедает 9,16 г насекомых. Вы¬числить процентное отношение съеденного корма к весу птицы. Ответ: 53,6%.
30. В Узбекистане и Казахстане построены цеха по производ¬ству хлореллы для откорма животных. Телята, которые получили хлореллу, прибавляли в массе ежедневно на 1003 г, а не получив¬шие ее — только на 854 г. На сколько прибавят в массе 100 телят, если им в корм добавлять хлореллу в течение 30 дней, по сравне¬нию с такими же телятами, не получившими добавок? Ответ: 3009 кг, 2462 кг.
 И таких задач можно составить ещё очень много, но самое главное, что к составлению задач, используемому материалу нужно привлекать самих учащихся. Ведь не только решение задач на экологическую тему развивает у обучающихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек — это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека, но и дополнительный материал к ним. Все узнанное и понятое детьми формирует внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому.
С. Михалков
Стон Земли.
Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала: Плоть моя покрыта Рубцами ран - живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И язвы травят воды чистых рек, Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада, - Его поземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю.
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли:
Очнитесь люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!