Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик- и (-щик-)»

Методическая копилка - Русский язык

Открытый урок
по русскому языку в 6 классе
на тему:
«Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик- и (-щик-)»
                                                  Провела: учитель русского языка и литературы
                                                  Измалкина Е.Н.

Цели:

·         познакомить обучающихся с правописанием суффиксов;
·         отработать умения и навыки правописания слов;
·         проверить навыки морфемного разбора;
·         продолжить работу над формирование навыков работы с текстом;
·         совершенствовать работу по развитию речи.

Оборудование:мультимедийная установка, учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слайд №1

1)      Чтение стихотворения учителем.
2)      Проверка эмоционального состояния (показ смайликов)
- На прошлых занятиях мы с вами провели промежуточный контроль, написали диктант, проанализировали его. А сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как имя существительное.

II. Актуализация ранее изученного

- Вспомните, что такое имя существительное?
- Какой раздел науки о языке изучает части речи?
Сейчас откройте тетради, запишите число, вид работы – слайд № 2
слайд № 3 - Посмотрите на рисунки, изображенные на экране. Назовите эти слова. Запишите их.
слайд № 4-слова - Проверьте правильность записанных вами слов. Составьте предложение, выбрав одно слово из тех, что отмечены звездочкой.
Подчеркните первую букву.
Какое слово получилось? (Суффикс)ПРЕЗЕНТАЦИЯ– слайд № 5-суффикс.
- Давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов)
Разберите  словаиголка и слоненок по составу в тетради.
- Какие суффиксы вы нашли в словах? (-к-, -ёнок-). 
 - Какой раздел науки о языке изучает суффиксы? (Морфемика – раздел науки о языке, изучающий части слова)
- Вспомните, какие суффиксы вы уже знаете? Приведите примеры.
- Что обозначают суффиксы – ист, -ник, - тель?
- Сейчас мы продолжим знакомство с удивительным миром суффиксов. Запишите тему урока. (Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик- и (-щик-) – слайд № 6

III. Первичное усвоение нового материала.

- Давайте вместе подумаем чему мы должны научиться сегодня? Что должны знать? Что уметь? (Знать лексическое значение суффиксов, узнать правило выбора согласной в суффиксе, научиться его применять и конечно продолжим совершенствовать нашу речь)
- Итак, нам нужно узнать значение суффиксов, узнать правило выбора согласной в суффиксе, научиться применять правило. Как мы можем решить нашу проблему? (ответы детей).
 Слайд № 7- Прочитайте слова. Можно ли по произношению определить выбор букв ч и щ в суффиксе  -чик и (–щик?) Почему? После каких согласных пишется суффикс - чик?
разведчик      экскаваторщик                    
буфетчик       съёмщик                              
                       каменщик                            
грузчик           расфасовщик                      
переписчик
перебежчик      обрубщик                            
                          стекольщик
                          прицепщик                          
- Обратите внимание на стечение согласных. Перед суффиксом – чик,  (- щик) буква мягкий знак пишется только после «эль»
- Откройте учебник на стр. 153, проверим наши догадки.
- Орфографическую проблему решили, а значение суффикса не определили
- Давайте образуем при помощи суффиксов -ЧИК-, -ЩИК- слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова.Ответы будем записывать в тетради, не забудьте выделить суффиксы.
 Слайд № 9-слова с выделенными суффиксами)
- Человек, который читает доклад. (Докладчик)
- Солдат с пулеметом. (Пулеметчик)
- Человек, который занимается погрузкой. (Грузчик)
- Человек, который что-то разносит. (Разносчик)
- Предатель, перебежавший на другую сторону (Перебежчик)
- Человек, работающий в шахте, забое. (Забойщик)
- Человек, который пилит. (Пильщик)
– Вот какие слова мы образовали: и с буквой Ч, и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
- Какой вывод о значении суффикса можем сделать?
 - Получается суффиксы -ЧИК-, -ЩИК- образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
- Суффикс –щик имеет одно значение, а вот у суффикса –чик есть еще одно значение, давайте проанализируем слова на слайде - 10
- Какое значение еще имеет суффикс –чик. (уменьшительно – ласкательное)
 - Давай те сделаем вывод о значении суффиксов.
- Сейчас вместе с вами составим алгоритм применения правила написания букв ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик).

IV. Осознание и осмысление нового материала.

 Работа с учебником
Упражнение 292 (письменно).Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. Можно пользоваться алгоритмом на экране, можно – правилом в учебнике. Проверка по цепочке. Обратите внимание на слова: уборщица, укладчица, формовщица. Когда профессия относится к лицу женского пола вместо суффикса –чик,
(-щик) появляется суффикс -чиц, (-щиц)

  V.Физминутка

Если я назову слово, где надо писать -чик- -, вам нужно будет  1 РАЗ СЕСТЬ, -щик- -  сделать 2 ПРЫЖКА, нет таких суффиксов -3 ХЛОПКА.
Слова: груз…ик, свар…ик, заказ…ик, клю…ик,  вклад…ик, мя..ик.

VI.Закрепление изученного  материала и применение знаний в новой учебной ситуации.

 1.Давайте  выполним следующее задание и проверим наши знания. 
Соединительными линиями покажите соответствие
 Перевод…
 Пиль…                            чик
 Набор…                          щик
 Смаз…
 Прессов…
 Груз…
 Съем… (дачи)
  -Поднимите руки те ребята, кто выполнил работу без ошибок.    Молодцы! Кто допустил одну ошибку? Две? Три? Не падайте духом, в следующий раз у вас всё получится, нужно только выучить правило и быть более внимательными.
2. Работа у доски:
(учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)
Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.
3)      Комплексный анализ текста
- Снова внимание на экран.
Учащийся читает текст:
Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.
Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.
(по К. Паустовскому)
Определите тему текста (Источники русского языка).
- Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -ЧИК- и –ЩИК- и выделите в них орфограмму.
- Объясните постановку тире в этом предложении? (подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.)
- Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики(однородными). Объясните постановку двоеточия.
Проверка текста
4. Тест. (резервное задание)
 Вставьте –чик или –щик:
заказ...ик                          
барабан...ик                       совет...ик
разнос...ик                         шарман...ик
пулемет...ик                      буриль...ик
сбор…ик
- Многие слова, записанные вами, обозначают профессию. А что такое профессия? - “Профессия – заимствованно в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности”.

VII. Информация о домашнем задании.

VIII. Подведение итогов урока

 Рефлексия.
С каким же бесценным багажом знаний мы подошли к концу урока?
Сегодня на уроке я узнал….
Я научился…..
-
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Выставление оценок. (самооценка)

Проверка эмоционального состояния. Скоро прозвенит звонок. Я хочу узнать с каким настроением вы уйдете с урока. (показ смайликов).

СКАЧАТЬ ПРЕЗИНТАЦИЮ К УРОКУ (*.ppt)