Методическая копилка - Химия
Внеклассное мероприятие по химии на тему:
«Химический турнир»
Цели урока
|
Способы достижения
|
Цели:
1. Углубить знания обучающихся по
химии, развить познавательный
интерес к естественным наукам
2. Способствовать развитию интереса
к естественным наукам
3. Воспитание патриотизма и чувства
гордости за великих русских
ученых-химиков
Задачи:
1. Развить чувство ответственности,
самостоятельности, коллективизма,
умения работать в группах,
творческих способностей
2. Развить навыки работы с
дополнительной литературой
3. Доказать практическую значимость
учебных предметов, значение
химических законов и
закономерностей в жизни человека
|
1. Использование учебного материала,
который в курсе химии практически
применяется
2. Использование занимательных
опытов по химии
3. Подготовка обучающимися докладов
о научном подвиге великих русских
ученых-химиков
4. Подготовка обучающимися
сообщений о биологической роли
химических элементов в
формировании здорового образа
жизни человека
5. Формирование знаний о роли
химических закономерностей в
повседневной жизни
|
Содержание внеклассного мероприятия
№ п/п
|
Этапы
урока
|
Учитель
|
Ученики
|
Доска и
оборудование
|
I
II
|
Психологический
настрой
(2 мин)
Вступление
(5 мин)
Iраунд
«Химические элементы в жизни и строительстве»
(10 мин)
IIраунд
«Некоторые исторические сооружения
России и Курской
области»
(10 мин)
III раунд
«Великие
ученые-химики»
(10 мин)
IVраунд
«Все мы дома
химики
(5 мин)
Vраунд
«Экспериментальная часть»
(5 мин)
Подведение итогов
(3 мин)
Итого: 50 мин
|
Объявляет тему
внеклассного мероприятия, сообщает цели и задачи, сообщает, что обучающиеся
будут работать в
группах, дает объяснение форме
оценивания результатов раундов
Приводит строки
их стихотворения С. Щипачева
«Читая Менделеева»
Объявляет, что 2011 год – год
химической науки и что своим первым
пилотируемым полетом в космос
наша страна обязана и химической науке.
Поэтому сегодня
мы все с вами находимся в центре управления полетами и каждый игрок получит ракету, на которую будет приклеивать свои достижения в виде фишек
Предлагает обучающимся представить команды
Домашнее задание
Предлагает каждой команде представить химический элемент
Задает вопрос:
«Какова биологическая роль
данных химических элементов ?»
Предлагает обучающимся посетить сельскую библиотеку и прочесть книги
«Элементы мироздания»
Автор: А. Гридчин
и «Камень, рождающий металл»
Автор: Т. Б. Здорик
Сообщает, что такие химические элементы как
кальций, кремний
и алюминий
основа строительных материалов
Но работают с данными строительными материалами люди строительных специальностей
Предлагает обучающимся прочесть книгу
«Ремонт квартиры своими руками»
Автор: А. Романов
Именно строители создали в нашей стране великие архитектурные сооружения.
и сегодня мы поговорим о некоторых из них.
Какое выдающееся историческое сооружение изображено
на сторублевой купюре
В предверии Дня Космонавтики
Нельзя не вспомнить первого космонавта нашей планеты. Ведь это тоже огромный культурный пласт в истории нашей страны.
Предлагает обучающимся прочесть книгу
«Звездный путь»
Автор: А. Попович
Задает вопросы из жизни выдающихся русских ученых-химиков
Задает обучающимся вопросы, связанные
с применением
химических знаний в быту
Предлагает участнику каждой команды провести
занимательные опыты и объяснить их с химической точки зрения
Предлагает каждому участнику
подсчитать количество звездочек на своих ракетах и:
красные умножить на 5, синие на 4, желтые на 3.
|
У обучающихся прикреплены эмблемы команд
Каждая из команд делает сообщение о роли химической науки
в достижении
научно-технического прогресса и в жизни каждого человека
Представляют
команды
Приложение №1
Игроки других команд определяют о каких химических элементах идет речь
«О химии в стихах»
Приложение №2
Обучающиеся делают сообщения о биологической роли данных химических элементов
Приложение №3
Представляют
следующие специальности:
строитель. слесарь, электрик.
Приложение №5
Обучающиеся представляют
сообщения о Большом Театре в Москве,
о театре имени А. С. Пушкина в городе Курске,
о графском доме в селе Пристенное
(2014 год объявлен Годом Культуры РФ)
Приложение №6
Обучающиеся дают ответ:
«Большой Театр»
Рассказывают о первом космонавте Земли
Ю. А. Гагарине
Делают сообщения о научных открытиях
наших великих русских ученых-химиков
Приложение №7
Ответы игроков
Приложение №8
Обучающиеся проводят следующие занимательные опыты:
«Дым без огня»,
«Химическая хирургия»,
«Выползающие змеи»
(Приложен. № 9)
По числу баллов место заняла команда «алмаз», команда «Изомеры», третье команда
«неон».
Лучшими игроками были признаны:
Прокопова Таня
и Калуцких Денис.
|
1. На столах учащихся:
указатели команд
«Алмаз»
«Неон»
«Изомеры»
2. На доске:
прикреплены
фишки:
красная звездочка -5 баллов
синяя звездочка – 4 балла
желтая звездочка
- 3 балла
слайд №4
ПСХЭ
ПСХЭ,
таблицы:
«Аллотропные видоизменения
углерода»,
«Изомеры бутана»
ПСХЭ
ПСХЭ
Книжная выставка
Таблицы:
соединения оксидов кальция, кремния и алюминия
Приложение №4
Книжная выставка
слайды № 6-14
слайд №15
Книжная выставка
Слайды № 16-22
слайды № 23-26
Команда «Алмаз»
- большая ракета с красной звездочкой,
команда «Изомеры» -
большая ракета
с синей звездочкой.
команда «Неон»
большая ракета с желтой звездочкой
|
Приложение №1
Представление команд
Команда «Алмаз»
Алмаз это одна из аллотропных модификаций химического элемента углерода.
Всего углерод образует три аллотропных видоизменения: графит, алмаз, фуллерен.
Алмаз это прочное вещество, которое используется для бурения скважин. А ограненный алмаз называется бриллиант – это самый дорогостоящий драгоценный камень.
За жизнь нашего великого русского поэта, дипломата и музыканта А. С. Грибоедова
Персидское правительство расплатилось алмазом «Шах». В нашей стране богатые месторождения алмазов в Бурятии близ города Мирный, в богатые мировые запасы Он яркой звездой загорится,
Команда
«Изомеры»
Изомеры – это вещества с одинакового молекулярного и количественного состава,
но разного строения, и поэтому обладающие разными свойствами Например, у бутана два изомера, у пентана три изомера. Существуют природные изомеры: глюкоза и фруктоза, крахмал и целлюлоза.
Команда «Неон»
Неон – это химический элемент IIпериода VIIIгруппы главной подгруппы, относится к числу инертных (благородных газов). Неон в 1,44 раза легче воздуха. Его получают из воздуха. Он был открыт в 1988 году У. Рамзаем. Применяется неон в газосветных лампах,
дающих характерное красное свечение, а также в приборах, работающих при сверхнизких температурах, в выпрямителях.
Приложение №2
«О химических элементах в стихах»
Определите химический элемент
Белый и легкий металл.
Для легкости в сплавы дается,
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный этот металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой сини огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней.
Взметнулись ввысь ажурные громады
Кирпичной кладки стройные ряды,
Вот в облицовке поражает мрамор
Оттенков нежностью своих
Расцвеченный моллюсков панцирь,
Коралл, ракушки завиток,
Ему в строительстве почет.
Животным он каркас надежный
В соединениях дает
И поражает облицовкой
Он нас на станции метро.
В земной коре его не мало,
В достатке гипс и известняк.
Слагают горы мел и мрамор,
В морской воде он и в костях.
В таблице по порядку он
За алюминием стоит.
Его оксид в составе щебня.
И под ногами он лежит.
Полна оксидом элемента
Песочница, что во дворе…
Примерно 26 %
Составил он в земной коре.
Приложение №3
Биологическая роль химических элементов
Биологическая роль кремния
Кремний присутствует во всех тканях и органах, наибольшее количество кремния содержится в лимфоузлах, трахее, сухожилиях, костях и коже. Кремний активно участвует в свертывающей системе крови, а также в процессе построения эпителиальных и нервных клеток, играет большую роль в профилактике атеросклероза. Дифицит кремния проявляется в выпадении волос, ломкости ногтей, ухудшения состояния кожи. Признак недостатка кремния – это появление склонности к кровподтекам, ломкость костей, появление перхоти.
Для того, чтобы пополнить организм кремнием необходимо употреблять следующие продукты: муку грубого помола, черный хлеб, сельдерей, лук,редис, семена подсолнуха, помидоры. Можно заваривать лечебные травы: полевой хвощ, крапиву, листья одуванчика.
Биологическая роль кальция
- Влияет на рост и развитие организма;
- Регулирует и координирует функции всех органов;
- Помогает в лечении болезней суставов, желудочно-кишечного тракта, кариеса
- Повышает свертываемость крови, недостаток кальция становится причиной такого заболевания как гемофилия. Таким страшной болезнью страдал сын нашего последнего царя Николая IIАлексей.
Для того, чтобы пополнить организм ионами кальция необходимо употреблять в пищу
молоко, молочные продукты, а также орехи, абрикосы, изюм, финики, яблоки, черную смородину, ежевику и компот из сухофруктов.
Но кальций может быть и весьма опасен: это в том случае, если употреблять жесткую воду, содержащую гидрокарбонат, хлорид и сульфат кальция.
Употребление такой воды может вызвать образование камней в почках, желчном пузыре.
Поэтому мы рекомендуем в домашних условиях пользоваться бытовыми фильтрами.
Биологическая роль алюминия
- Влияет на рост и развитие организма;
- является важной составной частью мембран и слизистых оболочек
- Помогает в лечении заболеваний кожи
Для того, чтобы пополнить организм ионами алюминия необходимо употреблять в пищу
Капусту, репу, редьку, чеснок, лук. Алюминий это микроэлемент и он необходим в очень малых количествах. В больших количествах он вызывает аллергические реакции и фурункулы. Алюминий это амфотерный металл, то есть он начинает растворяться как в кислой так и в щелочной среде. И мы хотим предупредить вас, что в алюминиевой посуде
Приложение №4
Таблица: минералы, образуемые оксидами алюминия и кремния
AI2O3
Рубин
Сапфир
наждак
Каолин
AI2O3• 2SiO2• 2H2O
SiO2
Кварц
Горный хрусталь
Аметист
Яшма
Опал
Халцедон
Сердолик
Кварцевый песок
Приложение №5
Строительные специальности
Я б в строители пошел,
Пусть меня научат.
Буду строить хороший дом.
Большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нем
Удобно и просторно.
Я б в слесари пошел,
Пусть меня научат.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А нужней всего – сноровка!
Я б в электрики пошел,
Пусть меня научат.
Буду иметь дело с нужным всем
Его величеством – электричеством.
Приложение №6
Некоторые исторические сооружения России и Курской области
Большой Театр
Большой Театр начал свою историю с марта 1776 года, когда губернскому прокурору Петру Васильевичу Уросову с величайшего соизволения императрицы ЕкатериныII было приказано строить в России императорский театр.
Театр простоял 25 лет и в 1801 году сгорел.
И только через 20 лет в 1821 году вновь началось строительство театра по проекту ректора Петербургской академии Михайлова. Вновь Большой Театр был открыт 18 января 1825 года. Но 11 марта 1853 года вновь произошел пожар.
За три года он был восстановлен под руководством архитектора Кавоса.
Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона(сына Зевса, бгга древнегреческой мифологии – покровителя искусства) над входным портиком
Поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта.
На фронтоне был установлен двуглавый орел – государственный герб Российской Империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года.
28 ноября 1941 года в здание театра попала бомба.
26 сентября состоялся первый спектакль после возвращения из эвакуации.
Большой Театр дважды был награжден орденом Ленина в 1937 и в 1976 годах.
1 июля 2005 года здание Большого Театра было закрыто на реконструкцию.
Планируется торжественное открытие Большого Театра 12 апреля в День Космонавтики.
Театр имени А. С. Пушкина в городе Курске
Театр им. А. С. Пушкина в г. Курске, старейший в России театр. Основан он был в 1792 году, а в 1805 году состоялся дебют крепостного графа Волькенштейна
Михаила Щепкина. В 1875 году старое здание театра сгорело. Новое здание было открыто через год и до 1938 года стало носить имя великого актера Щепкина.
В 1937 году отмечалось 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина. И именно в 1938 году в честь великого поэта театру было присвоено имя А. С. Пушкина. В 1941 году в первые дни войны театр был отпущен в долгосрочный отпуск, а из оставшихся артистов были созданы фронтовые бригады. Работа театра возобновилась 1 октября 1943 года, т.е. через два месяца после освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков.
В 1983 году было открыто новое здание театра.
В 1992 году театр им. А. С. Пушкина отметил свой двухсотлетний юбилей.
За образцовое воплощение военно-патриотической темы на сцене многие артисты театра были награждены высокими правительственными наградами. Репертуар театра включает
произведения русских и зарубежных классиков, а также развивая военно-патриотическую
тему, театр осуществляет постановку пьес Виктора Астафьева и повести Курского писателя Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы».
Усадьба графа Веревкина в селе Пристенное
Богатое имение дворян Веревкиных было когда-то гордостью Тимского уезда Курской области. Усадьба и село были великолепно вписаны в окружающий природный ландшафт. Здесь некогда царили гармония и совершенство. В центре комплекса располагался великолепный особняк, который являл собой классический образец усадьбы конца XVIII
столетия, нашедшей отражение в ностальгических произведениях художников и поэтов золотого века.
Прекрасная усадьба – памятник нашей истории в настоящее время являет собой образец порухи и беспамятства.
До 1991 года в графском доме была школа. В 1991 году была построена новая школа и дом осиротел… Как будто все забыли о нем . Вспомнили лишь тогда, когда он пришел
Усадьба была разрушена. Удивительно то, что уничтоженный в конце 40-х годов парк, возродился на корнях деревьев-патриархов молодыми порослями вязов, лип, кленов, сирени. Парк своим примером наперекор всему являет людям веру и надежду на возраждение исторического образа усадьбы.
Приложение №7
Великие русские ученые-химики
Вопрос
Он основал первый русский университет. Но о нем А. С. Пушкин говорил: «Для нас он сам был первым русским университетом.» О каком великом русском химике идет речь?
Михаил Васильевич Ломоносов
(11. 1711 – 04. 04. 1765)
Первый русский ученый-энциклопедист, первый русский академик. Он оказал огромное влияние на развитие науки и культуры в России. Михаил Васильевич и поэт, который открыл новые способы стихосложения и которое используется до сих пор, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника истории, и картограф, и географ, и геолог, и химик, и физик. Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени. Ломоносов известен как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, один из создателей первого в стране московского университета(1755) на Воробьевых горах. Талантливому крестьянскому сыну удалось поступить учиться в Москве в Славяно-греко-латинскую академию. В год ее окончания Ломоносов, как один из лучших, был послан в Петербург, а в1736 году в Германию для изучения металлургии
и горного дела. С именем Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной, металлургической, горнорудной и соледобывающей промышленности. В 1741 г. он вернулся в Россию естествоиспытателем, интересующимся
наиболее важными проблемами физики и химии.
В 1740 году разработал атомно-молекулярную теорию, а в 1756 году закон сохранения массы веществ.
Вопрос
Благодаря научным трудам какого ученого во всем мире стремительно развивается лакокрасочная промышленность?
Академик Николай Николаевич Зинин (13. 08. 1812 – 06.02. 1880)
Н. Н. Зинин родился в небольшом азербайджанском селении недалеко от границы с Ираном. Сейчас это город Шуша. В 1833 году он закончил Казанский университет.
Для совершенствования химических знаний получил командировку в Германию и большую часть времени проработал в лаборатории Юстаса Либиха.
После возвращения на Родину в 1841 году он стал преподавать органическую химию В Казанском университете. В 1842 году появилось сообщение Зинина о синтезе анилина.
Способ получения анилина из нитробензола носит название реакция Зинина.
Данная реакция приобрела большое значение для создания промышленности синтетических красителей. В наши дни область промышленного использования анилина,
Значительно расширилась: это не только получение красителей. Также производство лекарственных веществ, пластмасс, ускорителей вулканизации каучука, взрывчатых веществ. Николай Николаевич совместно с великим русским химиком Александром Абрамовичем Воскресенским являются основателями русского химического общества.
В 1880 году после смерти Н. Н. Русское химическое общество учредило Н. Н. Зинина
И А. А. Воскресенского: «За исследования, сделанные в России для поощрения
Вопрос
Любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Материалы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: - Кто этот почтенный господин? - Таких людей надо знать, - с уважением в голосе ответил приказчик. -Это знаменитый чемоданных дел мастер. Кто из русских химиков имел такое необычное хобби?
Дмитрий Иванович Менделеев
(27. 01. 1834 – 02. 02. 1907)
Дмитрий Иванович родился в 1834 году в городе Тобольске. Он был 17 ребенком в семье.
Русский ученый, открыл Периодический закон химических элементов и создал Периодическую систему химических элементов, которая служит ключом к открытию новых элементов. В 1955 году американские физики во главе с Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название менделевий – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Дмитрий Иванович был автором первого в России учебника по химии «Основы химии», который при его жизни выдержал много изданий и не раз переводился на иностранные языки.
Менделеев был одним из культурнейших людей своего времени. Он интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукции картин художников разных стран и народов. На его квартире проходили встречи выдающихся деятелей культуры и искусства.
Вопрос
В 1842 году он учился в пансионе в городе Чистополе Казанской губернии. Ему было всего 14 лет, и он страстно увлекался химией. Однажды ночью когда все спали, он стал готовить смесь для бенгальских огней, которые хотел продемонстрировать сверстникам днем. Но смесь неожиданно воспламенилась и произошел взрыв. Комната наполнилась дымом, все проснулись, и поднялся переполох. В наказание за шалость мальчика ему на шею повешали дощечку с надписью«Великий химик». Через 20 лет эта надпись оказалась пророческой. О каком великом русском ученом идет речь?
Александр Михайлович Бутлеров
(25. 08. 1828 – 17. 08. 1886)
Александр Михайлович родился в 1828 году в г. Чистополе Казанской губернии.
В 1844 г. он поступил в казанский университет. Его учителем и наставником был Н. Н. Зинин. В 1861 году именно Бутлерову впервые удалось сформулировать положения теории химического строения органических веществ. На основании этого закона
органическая химия стала развиваться как наука.
Александру Михайловичу принадлежит важная роль в создании первой в России школы химиков-органиков, из которой вышло много великих ученых-химиков таких как Марковников, Фаворский.
Вопрос
Этот великий русский ученый владел французским, немецким, английским и итальянским языками. Он закончил военную медико-хирургическую академию и известен он как великий химик и как великий музыкант.
Великий химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин (11.11.1833 – 15.02.1887)
Александр Порфирьевич Бородин родился 11 ноября 1833 года в Петербурге В детстве он овладел французским, немецким, английским и итальянским языками. Как дворянин он служит в Российской армии на флоте и увольняется из армии в звании адмирала российского флота. Осенью 1855 года он поступает в Медико-хирургическую академию. Химию в академии преподавал Николай Николаевич Зинин. Именно он и способствовал тому, что Бородин стал великим русским химиком.
Александр Порфирьевич много раз слышал просьбы знаменитых химиков и музыкантов отказаться от одного из своих занятий.
Зинин говорил: «Поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю все свои надежды».
А Римский-Корсаков призывал: «Займитесь музыкой и откажитесь от экспериментов по химии». Но Бородин не мог жить ни без музыки, ни без химии. В 1872 году он открыл новый тип реакций – адольная конденсация. Она стала одним из важнейших методов синтеза кислородсодержащих органических соединений. Этот способ используется также для синтеза важных аминокислот. В том же 1872 году Бородин написал первую часть симфонии и отдельные сцены из оперы «Князь Игорь».
Но кроме симфонии «Князь Игорь» у Бородина много небольших произведений: романсов, песен, эпических поэм. Например: «Песня темного леса», «Спящая княжна».
Так кто же такой А. П. Бородин? Это человек, знающий 4 языка, это морской офицер, это выдающийся врач, это великий русский химик, это великий русский музыкант? И все это он смог вместить в свою короткую жизнь.
И до сих пор спорят химики и музыканты, кому принадлежит Бородин: науке или искусству? Но наш ответ прост – он был великим гражданином нашей великой страны!
Вопрос
Изобретение универсального противогаза спасло и спасает многим солдатам жизнь.
Какой великий русский ученый изобрел противогаз?
Зелинский Николай Дмитриевич
(06. 02. 1861 – 31. 07. 1953)
Николай Дмитриевич Зелинский родился в Тирасполе 6 февраля 1861 года.
Советский химик-органик, Герой Социалистического Труда, один из основоположников органического катализа и нефтехимии в СССР.
В 1911 году он изучил способность различных видов активированного угля поглощать пары отравляющих веществ. Ученый предложил оригинальную конструкцию противогаза, заполненную активированным углем. Во время первой мировой войны это изобретение Зелинского спасло жизни тысяч русских солдат. И данный противогаз до сих пор служит российским солдатам, находясь на страже их здоровья. В 1934 году по инициативе Зелинского был создан Институт органической химии Академии наук СССР, носящий ныне его имя.
Работы Зелинского охватывают почти все разделы органической химии – от химии углеводородов до изучения строения белков. На основе изученных Зелинским каталитических превращений углеводородов были созданы процессы современной нефтепереработки. За свои научные труды Николай Дмитриевич был трижды удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. 6 февраля 2011 года исполнилось 150 лет со дня рождения Н. Д. Зелинского .
Приложение №8
Все мы дома химики
Вопрос
Многие хозяйки знают, что освежить залоснившийся воротник пиджака можно, протерев его кусочком поролона, смоченным в нашатырном спирте. При этом гидроксид аммония как и щелочи разлагает жиры, которые в данном случае и являются основным загрязняющим веществом. Почему для этой цели не рекомендуется использовать раствор пищевой соды?
Ответ
После высыхания ткани, смоченной раствором нашатырного спирта. На ней не остается пятен, так как гидроксид аммония летучее вещество и разлагается на аммиак и воду. Если же воротник протереть раствором соды, то его надо тщательно промыть водой, в результате чего воротник может потерять форму.
Вопрос
Почему пятна от растительного масла, особенно горячего, через несколько дней уже невозможно вывести с одежды с помощью растворителя и в то же время пятно от растопленного сала животного происхождения можно легко удалить с помощью того же растворителя даже спустя довольно длительный период времени?
Ответ
Жиры растительного происхождения образованы преимущественно высшими непредельными карбоновыми кислотами, в молекулах которых имеются двойные связи.
За счет них молекулы жиров растительного происхождения могут полимеризоваться..
При старении пятна растительного происхождения особенно на свету и при повышенных температурах, не только образуют прочные полимерные молекулы, но также за счет двойных связей происходит взаимодействие молекул жира с полимерными молекулами ткани. Вывести такое пятно очень трудно. Жиры растительного происхождения состоят преимущественно из предельных карбоновых кислот, их молекулы не вступают в химическое взаимодействие ни между собой, ни с волокнами ткани, поэтому такие пятна можно вывести и спустя длительное время.
Вопрос
Для приготовления штукатурного раствора рекомендуют использовать только свежегашеную известь. Почему это важно?
Ответ
«Схватывание » штукатурного раствора основано на взаимодействии гидроксида кальция с углекислым газом воздуха. При хранении гашеной извести также происходит взаимодействие гидроксида кальция с углекислым газом с образованием карбоната кальция. Поэтому штукатурный раствор, приготовленный из несвежей гашеной извести будет плохо «схватываться».
Вопрос
Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше эти заняться: в жаркую погоду или в дождливую, влажную?
Ответ
Основным химическим процессом, происходящим при «схватывании бетона», является гидратация. Поэтому все бетонные работы нежелательно проводить в жаркую сухую погоду, когда вода быстро испаряется из бетона и процессы гидратации и кристаллизации не могут протекать нормально. Для нормального «схватывания » бетона по технологии строительных работ его надо поливать водой. Поэтому для выполнения бетонных работ всегда предпочтительнее влажная погода.
Вопрос
У вас возникло подозрение, что в бак автомобиля попала вода. Как можно проверить свои подозрения?
Ответ
Проверить можно с помощью негашеной извести. Если в баке вместе с бензином присутствует вода, то при взаимодействии оксида кальция с водой образуется гидроксид кальция, который частично растворяется в воде и имеет щелочную среду. А если добавить индикатор фенолфталеин, то раствор окрасится в малиновый цвет.
Вопрос
Что может произойти в морозную погоду, если в двигателе автомобиля содержится бензин с примесями воды?
Ответ
Вода может замерзнуть в бензопроводе и закупорить его, в результате бензин вообще перестанет поступать в корбюратор.
Вопрос
В одной из реклам стиральных порошков говорится: «Биодобавки нового «Лоска» любую грязь отстирают просто». Как вы можете прокомментировать эту цитату?
Ответ
В данной рекламе допущена существенная ошибка, потому что биодобавки отстирают только загрязнения белковой природы., но вряд ли справятся с жирными пятнами, особенно старыми.
Вопрос
Кератины – это белки, составляющие основу рогового слоя кожи, волос, ногтей и т. д. Чтобы вы предложили включить в состав крема для укрепления ногтей (кроме жиров)?
Ответ
В состав крема для укрепления ногтей можно включить гидролизаты натуральных белков, Например шелка, состоящие из аминокислот и пептидов. Благодаря химической активности керотина, содержащегося в креме эти вещества могут присоединяться к молекулам керотина ногтя и укреплять его верхний слой. Именно так действуют все новые современные крема для рук.
Приложение №9
Экспериментальная часть
Команда «Алмаз»
«Дым без огня»
Часто говорят, друзья,
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас вас я:
Вот он дым, но нет огня!
При взаимодействии соляной кислоты и нашатырного спирта образуется хлорид аммония,
выделяющийся в виде дыма.
NH4OH + HCI → NH4CI + H2O
Команда «Изомеры»
«Химическая хирургия»
Кто руку даст на отсеченье?
Жалко руку на отсеченье?
Тогда нужен больной для леченья.
- Оперируем без боли.
Правда будет много крови,
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.
- Один момент.
- Йодом смочим мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент.
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода,
Но сейчас я вытру руку,
От разреза – ни следа.
При взаимодействии хлорида железа (III) и роданида аммония образуется кроваво-красное окрашивание.
FeCI3 + KNCS → Fe(NCS)3↓+ 3KCI
Команда «Неон»
«Выползающие змеи»
Я еще не то умею:
Из песка полезут змеи.
Страшные, кусачие, от страха не заплачете?
Не боитесь? Ну смотрите!
Не всё сразу, подождите.
Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.
Смешиваются порошки следующих веществ: 1г дихромата аммония, 2г нитрата аммонии 1г сахарной пудры. Эту смесь смачивают водой, лепят палочки и сушат на воздухе.
Если такие палочки поджечь, то образующиеся газообразные вещества создают эффект выползающих змей.
При этом происходят следующие реакции:
(NH4)2Cr2O7 → Сr2O + N2↑ + H2O
NH4NO3 → N2O↑ + 2H2O
C12H22O11 + 6O2 → 6CO2↑ + 11H2O + 6C
Самоанализ урока
Район_____Пристенский
Село______Пристенное
Школа____Пристенская
Предмет___Химия
Учитель__Л. В. Фурманова
Тема_внеклассного мероприятия:
__Химический турнир
Дата проведения мероприятия_14 марта 2011 года
Цели_урока:
Цели:
1. Углубить знания обучающихся по
химии, развить познавательный
интерес к естественным наукам
2. Способствовать развитию интереса
к естественным наукам
3. Воспитание патриотизма и чувства
гордости за великих русских
ученых-химиков
Задачи:
1. Развить чувство ответственности,
самостоятельности, коллективизма,
умения работать в группах,
творческих способностей
2. Развить навыки работы с
дополнительной литературой
3. Доказать практическую значимость
учебных предметов, значение
химических законов и
закономерностей в жизни человека
Метод обучения__частично-поисковый
Дидактический материал__раздаточный материал
Оборудование
Штатив с пробирками, держатель для прбирок, спритовка
Реактивы
Соляная кислота, гидроксид аммония, хлорид железа (), роданид калия, дихромат аммония, нитрат аммония, сахароза
Содержание мероприятия
Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего учебного процесса. Именно внеклассная работа воспитывает у обучающихся интерес к преподаваемому предмету
Важное требование к внеклассному мероприятию – содержание его должно быть
целостным и носить научный характер. Это необходимо для того, чтобы каждый обучающийся, уходя с такого мероприятия, уносил с собой новые знания и
понятия по химии.
С целью развития навыков работы с дополнительной литературой обучающимся были представлены различные издания по химии.
На протяжении всего внеклассного мероприятия прослеживалась межпредметная связь:
с биологией, историей, литературой.
С целью воспитания художественного вкуса ребята делали сообщения о некоторых исторических сооружениях России и Курской области, а именно Большой Театр, Театр им. Пушкина в Курске и местная усадьба графа Веревкина.
Наше время можно назвать временем инженеров и рабочих специальностей и с .целью профориентации обучающиеся рассказали о некоторых строительных и специальностях.
С целью воспитания патриотизма и чувства гордости за великих русских ученых
они делали сообщения о научных подвигах наших ученых-химиках.
Достижения химической науки широко используются в быту и чтобы показать практическую значимость изучения химии в школе был проведен раунд «Все мы дома химики».
В качестве занимательных элементов использовались стихотворения о химических элементах, о строительных специальностях, а также отрывок из симфонии А. П. Бородина «Князь Игорь» «Плач Ярославны».
Внеклассное мероприятие по химии и химический эксперимент неразрывно связаны
И дети провели занимательные опыты по химии и объяснили их и химической точки зрения.
С целью развития коллективизма и коммуникативных качеств ребята работали в группах.
2011 год объявлен в России годом космонавтики. Пилотируемый полет человека в космос
стал возможен достижениям химической науки, а именно: это и сверхпрочные сплавы, и различные синтетические материалы, и ракетное топливо и т. д.
Чтобы ребята почувствовали свою причастность к космическим завоеваниям своей страны, они за правильные ответы наклеивали звездочки на ракеты, которые использовались при подведении итогов.
И в заключении был сделан акцент на то, что Ю. А. Гагарин совершивший первый в истории человечества пилотируемый полет в космос был обыкновенным простым советским человеком и на своем примере он доказал, что каждый молодой человек может достигнуть значительных вершин в своей жизни. Только для этого нужно постоянно работать над собой и космические дали ждут стойких, смелых и упорных. И затем прозвучала песня «Я, Земля, я своих провожаю потомков».
Я, считаю, что внеклассное мероприятие своих целей достигло.
Но были допущены ошибки при подведении итогов, не было четкости на данном этапе проведенного мероприятия