Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Всероссийский урок охраны окружающей среды

Методическая копилка - География

 

Всероссийский урок охраны окружающей среды

 

Тема  урока: «Экология и культура-будущее России». Слайд 1

 

Форма занятия: дискуссия, обсуждение.
Методы работы: объяснительно-демонстрационный, словесный.
Классы: 5-9, 11
Оборудование и оформление: Школьная доска, эпиграф, надпись, фотографии о природе. Столы распределены друг против друга для дискуссии.                  
 Техническое оснащение: мультимедийное оборудование.
Цели  урока: обратить внимание  на необходимость Слайд 2
«жить в мире с окружающим миром».
Задачи: обратить внимание на:
-  проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение , пожары , отходы , энергетические и с/х  проблемы России и мира).
-  на то , что «природа – идеальный мир».
-  на культуру как способ взаимодействия человека с природой – как сценарий будущего России. Слайд 3

         Эпиграф на доске:  Человека не может не занимать природа.Он связан с ней                                                    тысячью неразрывных нитей,  он сын ее.                                                                                                                                                    Иван Тургенев                                                                     Ход урока                      Играет мелодичная музыка.

Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа-мать терпима  и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях – осетра,
Касатку в небесах, в таежных дебрях – тигра,
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!!!
На доске  2013 год-год охраны окружающей среды

 

- Скажите ребята, какая проблема в настоящее время нас волнует больше всего? Что угрожает человечеству? Что мы знаем о проблемах с окружающей средой? Давайте назовем тему сегодняшнего урока. Дети формулируют тему урока.
-Да,  ребята. Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения Сегодня скорость развития  «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. Это  экологическая проблема.
- Что такое экология? Экология - наука о симбиозе природы, человека и техники   Слайд 4
- Первый закон экологии   гласит: «Что бы мы не делали в природе, всё вызывает в ней те или иные последствия, часто не предсказуемые».  Слайд5
- Наш великий соотечественник Владимир Иванович Вернадский ещё на заре 20 века сказал, что человечество становится геологической и даже, возможно, космической силой. Не сразу были понятны и соответственно оценены эти пророческие слова. Но ныне каждый из живущих на планете Земля может убедиться в их верности: человечество сотрясает Землю, подобно геологическим катаклизмам, изменяет ее облик перед лицом всей Вселенной. Мощь, масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности. И всё чаще нам приходится видеть, что природа, как говорил Фридрих Энгельс, мстит людям за каждую победу над ней и за первыми результатами, на которые человек рассчитывал, преподносит ему вторые, третьи – непредвиденные результаты, которые очень часто перечёркивают значение первых. Слайд 6
- Скажите, ребята,  в  чем суть экологической проблемы Слайд 7
- Давайте из всего сказанного выделим главное
- Аспекты проблемы Слайд 8
- Последствия проблемы:  
- стихии Слайд 9,
 - лесные пожары Слайд 10
- влияние пожаров Слайд 11
- наводнения Слайд 12
- электрические штормы Слайд 13
- катостроф.последствия ураганов Слайд 14
- отходы   Слайд 15
- воздействия природных осадков:
1. Подкисление водоёмов приводит к гибели водных растений и живых организмов.
2.Подкисление почв способствует гибели почвенных микроорганизмов и растений, снижает прирост лесов.
3.Выпадение кислотных осадков ведёт к разрушению зданий. Слайд 16
-Следует помнить, что ненужных водоёмов в природе нет! Надо беречь
 каждый ключик чистой воды, ведь часто загрязнения происходят из-за незнания,равнодушия или беспечности человека.
 «Вода – один из самых ценных минералов, важнейший природный ресурс. Без неё не обойтись нигде: всему обществу и каждому из нас нужна животворная вода, и гражданская обязанность каждого – хранить чистоту, полноводность наших рек».Давайте же помнить, что вода – красота и жизнь нашей планеты, бесценное достояние всех и каждого, ибо нет ничего в мире нужнее глотка чистой прозрачной воды.    Слайд 17
-Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни   Слайд 18
- Самое время вспомнить о лесе:
 лес – лёгкие нашей планеты;
это очищение воды и увлажнение воздуха      Слайд 19,20,21,22
-Чем больше останется в природе нетронутых уголков,
тем чище будет наша совесть        В.Белов    Слайд 23
- Пути решения:
Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы –такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное «экоразвитие» – преобразование окружающей среды в интересах всего человечества и каждого человека.  Слайд 24
- Это надо знать:
Проблемы России – это проблемы и экологические, и экономические, и технические, и социальные одновременно, и от того, насколько разумно человек их разрешит, зависит его будущее!!!   Слайд 25
-Чтобы «вписать свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура. Скажите  какова культура взаимоотношений
человека и природы?
В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура — это характеристика человеческой жизнедеятельности.
 Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. .
-Культура – это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменениям социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культуру можно рассматривать как
-различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.);
-способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе);
.  -необходимое условие выживания и развития человечества на современном этапе
-Способ взаимодействия с окружающей средой  Слайд 26
Ребята, какие вы знаете документы по охране окружающей среды?
-Конституция
-Декларация по окружающей среде и развитию Слайд 27
-Красная книга Слайд 28
-Сохрани мир вокруг себя Слайд 29
Какие праздники об охране окружающей природы вы знаете?
-22 марта Всемирный день воды
-1 апреля Международный День птиц-15 апреля-5 июня Общероссийские дни защиты от экологической опасности-22 апреля Всемирный день Земли
-Апрель марш парков
-22 мая –Международный день биоразнообразия
-5 июня –Всемирный день окружающей среды
-16 сентября Международный день охраны озонового слоя
-4 октября Международный день животных
Слайд 30-38
-Будущее России  1.Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.
2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.    Слайд 39,40
Обобщение.
Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать
Необходимо выработать  общие  пути решения экологической проблемы
Слайд 41
Ребята давайте сделаем маленький шаг  на  решение  экологической проблемы
Экологические задания раздаются на каждый класс.
1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.
2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.
3.Экономим электричество, тепло (и топливо!):
  Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.
  Закрывайте двери, ведущие  на улицу, чтобы  не выпускать тепло.
4. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.
5. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.
6. Следите за чистотой в помещении и на улице, не разбрасывайте бумажки и мусор.
7. Весной организуйте посадку деревьев на территории школы и дома.
8. Примите участие в благоустройстве клумб.
    Разработайте проекты по размещению   цветов на клумбах (до 01.02.2014г)
9. Помоги  птицам зимой. Операция «Кормушка» до 01.12.2014г.
Все мы, ныне живущие,
в ответе за природу
перед потомками,
перед историей Слайд 42
Учитель обращает внимание на выставку  книг.
Вопросы аудитории по рисункам на слайдах.  Какую мысль передал художник?
Рефлексия:   
Звучит песня в исполнении С. Беликова  «Живи, родник, живи»  На экране слайды о природе. Дети при выходе дают оценку данному уроку.